ЛЕЧЦЫ – ВРАЧИ и СТАРОРУССКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ.

ЛЕЧЦЫ – ВРАЧИ и СТАРОРУССКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ.
Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI веку. В летописях врачей называли лечцами. О них упоминает «Краткая Русская Правда» — древнейший из дошедших до нас свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в. Лечцы передавали секреты врачевания по наследству, от отца к сын, от матери к дочери. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат травами и мазями, растиранием и горшками правят тела, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани».
С глубокой древности дошли до нас передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к божествам, способным прогнать болезнь. Для врачевания использовались множество растений: полынь и крапива, подорожник и листья березы, кора ясеня, лук и чеснок, хрен и березовый сок и другие, а так же продукты животного происхождения: мед, прополис, козье молоко, жир межведя и др. Порошки из минералов.
Волхвы и трихи, ведуны и кудесники, ведьмы и шептухи, все они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы. Болезни и невзгоды у славян были такие существа, как Горе и Лихо. Представление об удивительных лекарствах, спасающих от болезней и старости, дошло до нашего времени и в сказках о живой воде, о молодильных яблоках, о кипящих котлах, искупавшись в которых, старик становился юношей.
Благодаря русским летописям дошедших до нас из глубины веков мы знаем чем и как заболевали и болели наши предки, а самое главное чем их лечили. описание различных болезней, встречаются и описания эпидемий. Какие же средства применялись на Руси для их лечения? В первую очередь древнерусские врачи обращались к неиссякаемому арсеналу народной медицины. На Руси стали создаваться травники и лечебники. Не случайно в Киево-Печерском патерике отмечалось, что «лечец приготовляетъ зелия на потребная врачевания, на кийдже недуг». Врачи X-XI вв. применяли лекарственные средства медицины восточных славян. Так, например, и в Шестодневе» описывалось применение аконита, болиголова, притирание металлической ртути, получение опия из головок мака; указывалось на целебное значение «теплиц» (минеральных вод): Лекарственные средства готовилось в форме порошков, отваров, мазей, нередко назначались ванны с настоями из различных трав. В XII в. внучкой Владимира Мономаха Евпраксией (в замужестве Зоей Комнен) был написан лечебник «Алимма» (мази). Рукопись состояла из пяти частей, в которых описывались многочисленные болезни и лекарства, с помощью которых рекомендовалось проводить лечение. Для этой цели назначалось квашеное тесто, печеный лук, лук с медом и т.д. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» (XV в.) автор рассказывает о девушке Февронии, которая излечила князя Петра мазью из хлебной закваски. Она «взяла небольшую плошку, зачерпнула из дежи хлебной закваски и приготовила мазь. Предложила истопить баню для князя. После мытья велела помазать все язвы и струпы на теле. Вскоре наступило выздоровление князя». В повести нашел отражение эффективный способ лечения больных в бане. В XV—XVII вв. на Руси получили широкое распространение различные травники и лечебники, в которых был представлен опыт народной медицины. Они состояли из кратких описаний лекарственных растений и указаний к их применению. Вот пример такого описания. «Трава мачиха, растет лопушниками, одна сторона бела, а листочки что копытцы, а корень по земле тянется, цвет желт, а у иной цвету нет... Аще у кого утроба болит, корень парь да хлебай, — поможет». Описания растения при переводе снабжались комментариями: «растет на Руси», «растет на Коломне». Иногда действие лекарственного растения объяснялось, исходя из лечения «противоположного противоположным»: избыток холодного лечили горячим, избыток влажного — сухим. Вот пример такого объяснения в лечебнике XVII в.: с помощью лука «горячество лукавое истребляет мокрость вредительную студеную». Травники и лечебники содержали сведения о лечении бытовых травм и болезней, в том числе «ожаров» (ожогов), «огневицы» (сыпного тифа), «червивой болести» (глистов), об избавлении от нательных паразитов. Вот описание блохи в лечебнике XVII в.: «Блоха есть червячок чорн и лих и резв добре, а коли укусит, тогды что иглою уколет». В этот период широко стали использоваться такие лекарственные средства, как шиповник, валериановый и солодковый корень, сабур. Для обработки ран пользовались вином, березовой водой, растворами обычной соли. Из лекарств животного происхождения на Руси применяли «бобровую струю» и кобылье молоко (степные славяне), «кабарожью струю» (Восточная Русь). Из минеральных продуктов в лечебную практику вошли различные минералы и камни. Опилки из меди назначали внутрь, порошок золота применялся для припудривания при заболеваниях кожи головы. Известны были уксус, селитра, поташ, скипидар, медный купорос. Одновременно с незапамятных времен на Руси для укрепления здоровья назначали минеральные воды. Целебный свойства «кислой воды» (нарзана) используются до сих пор. Уже в древнейших русских сказаниях и былинах есть сведения о горном Кавказе. Одним из самых популярных произведений на Руси в XII-XIV вв. была повесть «Александрия», в которой рассказывается о походе Александра Македонского в Индию. Много внимания уделено описанию различных болезней и методов их лечения. Отмечено, что ка на Кавказе, так и в Индии есть целебные минеральные источники, купание в которых излечивает людей и животных; вода из этих источников бурлит от пузырьков воздуха, когда ее наливают в сосуд. Иногда из земли выбиваются потоки горячей воды. Эти теплые ключи также целебны. Медицинскими сюжетами насыщено и другое известное литературное произведение Древней Руси — «Житие и жизнь Валаама пустынника и Ыоасафа-царевича индийского». В нем упоминаются врачи Индии, знающие философию и астрологию, умеющие поставить диагноз по «жилобиению» (так называли пульс на Руси), вылечить самые тяжелые болезни и раны. Часто встречаются описания лечебных средств. Почти все они готовились из растений. Тверской купец Афанасий Никитин в своих путевых заметках об Индии «Хождение за три моря» (вторая половина XV в.) упоминает множество пряностей и лекарственных растений — шафран, имбирь, корицу, гвоздику и другие, а также берилл — увеличительный прибор для глаз. Бериллом на Руси называли очки. Это название пришло из Европы. Из берилла, прозрачного минерала, шлифовали линзы для увеличительных стекол и очков, зрительных трубок и оптических приборов. Знаменитые лекарственные растения из Индии привлекали внимание русских купцов. Лечебники содержат множество указаний о том, как отличить хорошие пряности и лекарственные травы от плохих и не купить собачьи кости вместо слоновых бивней, которые высоко ценились как лекарственное средство. Следует упомянуть и о забытых рецептах врачевания с помощью благовоний, привозимых большей частью из Индии — мирры, ладана, нескольких видах индийского алоэ и пахучих магнолий. Употреблялись они не только для различных окуриваний. «Тяжко больного не излечит и кровать тисова», — учит пословица из сборника «Пчела», изданного на Руси в XIV в. Речь идет об ароматическом тисе — дереве из семейства индийских кипарисов. Аромат его считался лечебным, и оно часто использовалось для изготовления кроватей.
Даже камни драгоценные и полудрагоценные находили применение в медицине. Порошок из граната хирурги применяли для обработки гнойных ран и при лечении сибирской язвы. Агат, называемый на Руси «ахатис», служил материалом для перевозки и хранения лекарств и благовоний. Из него делали аптекарские ступки и лекарственные сундучки. Порошок из него считался одним из лучших лечебных средств для лечения ран и язв от укусов, в том числе змеи, скорпиона и «укушения человеческаго». Для изготовления лечебных мазей порошок, полученный из минералов, часто смешивали с медом. Описана в лечебниках и разновидность агата — оникс, который благодаря слоистому строению был «подобен есть ноготю перстовному». Из него изготовляли инструменты для кровопусканий, пластинки применяли для лечения глазных болезней: существовало поверье, что этот камень может «воитти в око человека без всякой болести».
Еще на Руси лечили глиняными горшками. Будучи материалом мягким, глина использовалась практически во всех сферах и областях жизни. Даже пять тысяч лет тому назад, когда была изобретена письменность, первая бумага это были тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками. Затем таблички сушили на солнце и хранили. В Древней Руси гончары лепили из глины чаши, кувшины, печные горшки и все это расписывали тоже глиной, но уже цветной.
Глина была незаменима и как лекарственное целебное средство. Из желтой глины, разведенной в уксусе, делали пластырь дли лечения растяжений. При болях в пояснице и суставах применялся пластырь из глины, разведенной в горячей воде с добавлением керосина.
Шла глина в ход и при ворожбе, лечении сглаза, лихорадки. В глиняных сосудах готовили снадобья, хранили растительное сырье, а маленькие глиняные горшочки использовали для лечения простуды в качестве обычных медицинских банок. Да и первая грелка тоже была глиняной. Она представляла собой кувшин с узеньким горлышком, в который заливали горячую воду. Затем горлышко плотно закрывали, а грелку подкладывали под больное место.
Многие бабушки и дедушки до сих пор помнят, как при помощи накаленного в печи красного кирпича лечили радикулит. Тот же кирпич, засыпанный сверху луковой шелухой, применяли для ингаляции при простудных заболеваниях. Кирпич помогал и продезинфицировать помещение. Для этого вместо шелухи использовали полынь и ветки можжевельника. Знахарки точно знали, какую глину следует использовать, какие молитвы на нее нашептывать. Самой ценной считалась печная глина.
На Севере глину использовали по-своему. Чукчи и коряки употребляли белую глину в пищу и называли ее земляным жиром. Этот жир добавляли в бульоны и использовали для приготовления конфет. А на Руси глину применяли для стерилизации молока. В посуду с молоком помещали одну ложку глины, и молоко не прокисало в течение нескольких дней даже в жару.
А вот египтяне применяли глину для бальзамирования. Они уже тогда знали, какими сильными антибактериальными свойствами она обладает. Ведь глина содержит радий, а он выводит из нашего организма все вредные вещества.
В Средние века глину применяли для стерилизации напитков, бросая в них небольшой кусочек. Заменяла глина при эпидемиях и бактерицидные средства. В тюрьмах, военных частях и других общественных учреждениях порошок был всегда и принимался внутрь сразу после появлении информации о возникновении какой-либо инфекции. А на кораблях глину рассматривали как витамин, пополняющий недостаток в организме тех веществ, в которых он нуждается.
Литература
1. Семенченко В.Ф. История фармации: Учебное пособие. – М. : ИКЦ «МарТ»; 2003. – 640 с.
2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Материалы к курсу истории медицины в мед. ин-тах и ин-тах усоверш. врачей: Ч.1. Период до 1917 г. – М. : Изд. ЦОЛИУВ, 1960. – 400 с.
3. История медицины СССР / Под ред. Б.Д. Петрова –М. : Медицина, 1964. -645 с.
4. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории – М. : Изд. Европейский дом, 2003. – 272 с.
5. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник в 2-х т. М. : Изд-во РУДН, 1992. -386 с.